ЧОУ ДПО УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПЕРСПЕКТИВА»
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

+7-908-644-77-84 8(39553)5-12-22
Иркутская обл.,г. Саянск
perspektiva_nou@mail.ru

Лекции "Бухгалтерский учет на предприятии"
Основы бухгалтерского учета

Создание организации

Процедурой регистрации занимается учредитель, т.е. собственник организации.
Учредителем может быть как юридическое лицо (российская или иностранная организация), так и физическое лицо (российский или иностранный гражданин).
Часто процедура регистрации предприятия поручается специализированной организации.
Фирма может быть зарегистрирована в различных организационно-правовых формах, из которых самыми распространенными являются ООО, ПАО и АО.

УЧРЕДИТЕЛИ, УСТАВ И ВЗНОСЫ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ



Бухгалтер должен обязательно хотя бы один раз прочитать учредительные документы - Устав и учредительный договор, иногда только Устав.


Бухгалтер обязательно должен ознакомиться с учредительными документами.
В уставе должны быть указаны все виды деятельности, которые осуществляет фирма. Так как организация не имеет права заниматься деятельностью, не указанной в уставе.
Поэтому в уставах даются открытые перечни, то есть после списка видов деятельности указывается, что организация может осуществлять и прочие виды деятельности, не запрещенные законом.

Такая фраза дает фирме право заниматься практически любой деятельностью.

Кроме того, в учредительных документах должно быть написано, какую долю каждый учредитель имеет в уставном капитале фирмы, а также то, какое именно имущество вносит каждый из собственников в уставный капитал.

В зависимости от величины доли, собственники будут делить полученную прибыль (или нести бремя полученных убытков).

Размер минимального уставного капитала определен законодательством. Максимальный размер уставного капитала неограничен.

Уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый предприятию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Размер уставного капитала зарегистрирован в уставе предприятия.

Уставный капитал может быть внесен денежными средствами и материальными ценностями.

Для учета операций по формированию уставного капитала предусмотрено два счета:

1. Сч. 80 «Уставный капитал» - по отношению к балансу Пассивный.
по К счета отражается сумма капитала, зарегистрированного в уставе.

2. Сч. 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» - по отношению к балансу Активный. По Д отражается задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал, а по К отражается сумма внесенных учредителями средств и гашение их задолженности по вкладам.



После государственной регистрации, то есть внесения информации в реестр юридических лиц, бухгалтер оформляет справку, где отражает по К сч. 80 величину уставного капитала с одновременным начислением задолженностей учредителей по неоплаченным вкладам.
Пример:
Регистрируется ООО «Ромашка» (уставный капитал 10 000 руб.).

Из учредительных документов следует, что учредителями являются два лица:
1. юридическое лицо — ЗАО «Весна» (доля в уставном капитале составляет 60 %, то есть 6 000 руб.);
2. физическое лицо — гражданин Российской Федерации Иванов Иван Иванович (доля в уставном капитале составляет 40 %, то есть 4 000 руб.).

Регистрация организации дает основание бухгалтеру сделать следующие проводки:
Дт 75 Кт 80 6 000 руб. (доля ЗАО «Весна»)
Дт 75 Кт 80 4 000 руб. (доля И. И. Иванова)

Бухгалтерских проводок может быть сделано столько, сколько учредителей указано в документах.

Дт 75 «Расчеты с учредителями» — активный счет, и он показывает, что в данный момент учредители должны своей организации сумму вкладов, которую они пообещали внести в учредительных документах.

Кт 80 «Уставный капитал» — пассивный счет, показывает первоначальный источник имущества организации.
Вклады учредителей должны быть внесены сразу же, как только организация зарегистрировалась.


На момент создания организации в уставный капитал должно быть внесено не менее 50 % вкладов, остальные 50% вносятся в течении 1 года деятельности организации. Если вклады не внесены, организация должна быть ликвидирована.
Если доля в уставный капитал вносится не денежными средствами, стоимость этой доли определяется по соглашению учредителей.


Правда, если стоимость этой доли превышает 200 МРОТ (20 000 руб.), им придется привлечь для оценки независимого оценщика — специалиста, имеющего право проводить оценку. Таково требование законодательства. До осени 14 года
С 1 сентября 2014 года все имущественные вклады подлежат независимой оценке.

Внесение вклада в виде товара подтверждается товарной накладной ЗАО «Весна» и приходным ордером склада, выписанным в ООО «Ромашка».
Это дает основание для проводки:
Дт 41 Кт 75 6 000 руб. (доля ЗАО «Весна»)

Внесение вклада в виде денежных средств в кассу подтверждается приходным кассовым ордером ООО «Ромашка».
Это дает основание для проводки:
Дт 50 Кт 75 4 000 руб. (доля И. И. Иванова)


Давайте посмотрим теперь на оборотно-сальдовую ведомость, которая получилась после наших операций. У нас период нашей ведомости будет равен периоду от регистрации до внесения вкладов — это период в несколько дней.

Как видно, обороты по дебету счета 75 и по кредиту счета 75 равны, теперь этот счет не имеет сальдо, а это значит, что учредители полностью внесли обещанные вклады в свою организацию.

А теперь составим баланс на основе наших операций.

Как видите, все остатки из оборотно-сальдовой ведомости заняли свои места в статьях баланса.
Получив от собственников вклады, ООО «Ромашка» начинает свою текущую деятельность

Лицензированные виды деятельности


Если организация собирается заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, то она не имеет права начинать эту деятельность без лицензии.

Организация не имеет права начинать свою деятельность до момента получения лицензии.


Организация должна предъявлять ксерокопию лицензии по первому требованию любому заинтересованному лицу (покупателю, заказчику, проверяющему).




Узнать, лицензируется Ваша деятельность или нет, можно из Федерального Закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ст. 17 этого Закона приведен список всех лицензируемых видов деятельности.
Перечень лицензированных видов деятельности указан в ст.17 Федерального Закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Подписи и печати


Итак, наша организация создана. У нее есть руководитель — директор, генеральный директор, президент (как будет именоваться это лицо, должно быть указано в уставе).
Это не обязательно будет собственник, это может быть и совершенно другое лицо (т. е. наемный директор).
Этот человек имеет право первой подписи.


После создания организации, должен быть назначен руководитель - директор, генеральный директор, президент (как будет именоваться это лицо, должно быть указано в уставе).
Этот человек имеет право первой подписи.

Принято, что бы право первой подписи было у двух лиц — например, у директора и у его заместителя (на случай отсутствия первого). Право второй подписи — у бухгалтера.
У организации обязательно должна быть круглая печать (хранится у директора либо у бухгалтера).

Она храниться в сейфе либо у директора, либо у главного бухгалтера, но ни в коем случае не валяется на столе без присмотра!


Печать ставиться только на подпись, сама по себе печать (без подписи) — это нелепость.
Утеря печати — событие чрезвычайное, ведь подразумевается, что если подпись скреплена печатью, то такая подпись поставлена уполномоченным на то лицом.



В случае утери печати, необходимо срочно уведомить банк.

Документы, которые должны быть у бухгалтера:
1. Устав
2. Учредительный договор (если он есть)
3. Протокол собрания учредителей
4. Лицензия (если деятельность лицензируется)
5. Документы, свидетельствующие о постановке на учет в налоговых органах, о регистрации в органах статистики.

Напишите нам
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda